КАПТЕРЕВ

КАПТЕРЕВ
Петр Федорович (1849-1922) — русский психолог и педагог. Закончил Московскую духовную академию (1872), преподавал философию в Петербургской духовной семинарии (до 1878), затем — на педагогических курсах при Петербургских женских гимназиях Ма-риинского ведомства (уволен в связи с обвинением в материализме и безбожии) и на курсах Фребелевского общества. Являлся активным участником съездов по семейному воспитанию, педагогической психологии, экспериментальной педагогике. Под его редакцией вышло 57 выпусков Энциклопедии семейного воспитания и обучения. В работах К. закладываются основы педагогической психологии, исследуются проблемы психологии развития, воспитания и обучения ребенка (Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей, воспитательниц, 1876, 1914; Дидактические очерки, 1885; Педагогический процесс, 1905). Анализируя образовательный процесс, К. осмысливает его, с одной стороны, как выражение внутренней самодеятельности человека как индивидуального организма и, с другой стороны, как деятельность, обеспечивающую развитие способностей на личностном Уровне. Отводя в воспитании и обучении определенную роль саморазвитию, К. подчеркивал в то же время, что человек — существо общественное и его органические и индивидуальные свойства развиваются лишь в связи с обществом и внешней природой (на 9/10 личность состоит из общественных элементов, и только 1/10 составляет в ней личное начало). Психическая Жизнь человека рассматривается как энер-Гетическая система, воплощающая в себе и преломляющая на новом уровне законы природы. Деятельность оценивается как детерминанта системы психических процессов, состояний и свойств ребенка в ходе его развития как личности. В контексте анализа процесса интеллектуального развития ребенка прослеживается формирование образного и отвлеченного мышления; знаковое мышление характеризуется как новая ступень в деятельности сознания. К. раскрыл процесс формирования нравственных качеств личности, его факторы и условия, дал анализ их психологического содержания. Социальную ценность и значимость личности он связывает с направленностью чувства силы, скромность — с адекватной самооценкой, застенчивость — с состоянием тревожности в ситуации ожидания оценки. Предметом рассмотрения выступали также волевые акты: движения, желания, инстинкты. Влечения, позывы, стремления как свойства воли выводились К. из потребностей данного организма, а не из внешних побуждений. Человеческое сознание оценивалось как творческое начало, самобытно созидающееся. В психологическом анализе деятельности важная роль отводилась понятиям мотив и цель. Психическая жизнь человека рассматривалась как саморегулируемая система. К источникам деятельности относились как естественно-органические так и социально-культурные запросы и потребности. Прослеживая двигательную активность ребенка с рождения до 4-х летнего возраста, К. осмысливает ее как процесс социализации личности. Труды К. изданы в Избр. педагогических соч., М., 1982. В. В. Большакова


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "КАПТЕРЕВ" в других словарях:

  • Каптерев — русская фамилия. Известные носители: Каптерев, Николай Фёдорович (1847 1918) церковный историк, доктор церковной истории, член корреспондент Императорской Академии наук. Каптерев, Пётр Фёдорович (1849 1922) российский педагог и психолог …   Википедия

  • КАПТЕРЕВ — Петр Федорович (род. 1849, Москва – ум. 1922, С. Петербург) рус. психолог и педагог; преподаватель философии и педагогики в С. Петербургской духовной семинарии и Александровском лицее (с 1872). В психологии разрабатывал вопросы их практического… …   Философская энциклопедия

  • КАПТЕРЕВ — Петр Федорович (1849 1922), российский педагог и психолог. Стремился создать психологически обоснованную дидактику, разрабатывал учение о типах душевной жизни. Труды по теории и истории педагогики. Редактор и соавтор многотомной Энциклопедии… …   Современная энциклопедия

  • Каптерев — (Петр Федорович) изв. писатель по теоретической педагогикеи психологии, преподавал некоторое время философские предметы вАлександровском лицее, училище правоведения и на спб. женскихпедагогических курсах, но вынужден был оставить… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Каптерев Николай Федорович — Каптерев, Николай Федорович писатель. Родился в 1847 г. Окончил курс в Московской духовной академии, в которой занимал кафедру всеобщей истории. Член государственной думы IV созыва, прогрессист. Главные его труды: Характер отношения России к… …   Биографический словарь

  • Каптерев Петр Федорович — Каптерев (Петр Федорович) известный писатель по теоретической педагогике и психологии, преподавал некоторое время философские предметы в Александровском лицее, училище правоведения и на Санкт Петербургских женских педагогических курсах, но… …   Биографический словарь

  • Каптерев, Пётр Фёдорович — Каптерев, Петр Федорович КАПТЕРЕВ Петр Федорович (1849 1922), российский педагог и психолог. Стремился создать психологически обоснованную дидактику, разрабатывал учение о типах душевной жизни. Труды по теории и истории педагогики. Редактор и… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • КАПТЕРЕВ Николай Федорович — (1847 1917) российский историк, член корреспондент Петербургской АН (1910). Брат П. Ф. Каптерева. Депутат 4 й Государственной думы (1912 17) от партии прогрессистов. Труды: Характер отношений России к православному Востоку (1885), Патриарх Никон… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КАПТЕРЕВ Петр Федорович — (1849 1922) российский педагог и психолог. Брат Н. Ф. Каптерева. Труды по детской и педагогической психологии, теории и истории педагогики …   Большой Энциклопедический словарь

  • Каптерев, Николай Федорович — писатель. Родился в 1847 г. Окончил курс в Московской духовной академии, в которой 30 лет занимал кафедру всеобщей гражданской истории, а теперь состоит сверхштатным преподавателем и заслуженным профессором. Главные его труды: 1) по сношениям… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Каптерев Петр Федорович — [7(19).7.1849, с. Клёново, ныне Подольского района Московской обл., ≈ 7.9.1922, Воронеж], русский педагог и психолог. В 1872 окончил Московскую духовную академию. Преподавал психологию и педагогику в средних и высших учебных заведениях Петербурга …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»